Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района

Санкт-Петербург

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

№160

 

Мониторинговая деятельность в практике ОУ

 

Алексеева Светлана Алексеевна,
зам. директора по МР
ГОУ СОШ №160

В современных условиях мониторинговая деятельность школы – необходимое условия для успешного функционирования образовательного учреждения, т.к. качество обеспечиваемого образования определяется, в первую очередь, способностью образовательного учреждения получить информацию о состоянии педагогической системы школы и спрогнозировать ее развитие. Инструментом отслеживания результативности и прогнозирования деятельности школы как раз и являются мониторинговые исследования. 
Надо отметить, что исследования в школах проводились и ранее, но носили эпизодический характер и служили скорее дополнительной информацией для администрации, чем базой для формирования стратегии развития образовательного учреждения. К сожалению, такое отношение к мониторинговой деятельности нередко и сейчас, что несомненно затормаживает развитие управленческой системы в образовании, поскольку эффективность принимаемых руководством решений продолжает зачастую базироваться на интуитивном восприятии ситуации и не подкрепляется исследованиями, которые могли бы снизить степень риска неверных решений и необходимости затем исправлять ошибки.
В развитых странах мониторинговые исследования являются частью системы работу образовательного учреждения, в школах имеются службы мониторинга и маркетинга, которые определяют объекты мониторинга, устанавливают сроки и процедуру мониторинговых исследований, разрабатывают мониторинговые карты. Так, например, во Франции (г. Ницца) в школах ежемесячно проводят опросы учащихся на предмет установления степени удовлетворённости образовательным процессом. Вопросов в таких мониторингах немного от 10 до 15, они варьируются в зависимости от месяца и конкретной цели исследования. На основе поученных результатов администрация школы принимает решения подчас довольно жёсткие (вплоть до смены преподавателя в классе или расторжения трудового договора с сотрудником). Вот некоторые варианты вопросов, предлагаемых французским школьникам:
1. Сколько лет ты учишься в этой группе (классе)?
2. Где учился до этого?
3. Какие предметы были любимые до перехода (до школы)?
4. Какие предметы были любимые в прошлом сезоне?
5. Что изменилось сейчас?
6. Какой предмет самый нелюбимый?
7. Это связано с личностью преподавателя или это предмет не твоего профиля?
8. Тебе нравится манера преподавания твоего нелюбимого предмета?
9. Преподаватель объясняет понятно или ты выходишь из кабинета с непониманием?
10. Тебе хочется делать домашнее задание по этому предмету?
11. Почему тебе хочется (не хочется) делать задание по этому предмету (по каждому предмету)?
12. Расположи предметы в порядке убывания твоего интереса к предмету.
13. Расположи предметы в порядке убывания интереса к учителю.
14. Самое отталкивающее в наименее интересном учителе?
15. Самое привлекательное в наиболее интересном учителе?
16. Есть ли шансы для наименее привлекательного стать наиболее привлекательным? Что для этого он должен сделать, что изменить?
17. Есть ли шансы у наиболее привлекательного учителя сдать свои позиции? Из-за чего?
18. У тебя есть выбор – три самых-самых учителя три самых непривлекательных, сделай свой выбор
19. Что бы ты изменил в манере преподавания самого привлекательного учителя?
20. Что бы ты изменил в манере преподавания самого непривлекательного учителя?
21. На какие уроки добавить часы?
22. С каких уроков снять часы, уменьшить кол-во?
23. Какие предметы вы обсуждаете после уроков с друзьями?
24. Кого вы будете помнить после школы, чем?
25. К кому вы можете обратиться за помощью?
26. К кому никогда не обратитесь?

Как я уже отмечала, вопросы варьируются, данный перечень не является постоянным, это, так сказать, базовые вопросы. Как видно из их формулировок, для принятия решения у администрации будут все необходимые сведения.
Мониторинговая деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса, поскольку позволяет получить объективные данные в отношении тех вопросов, в которых каждый участник образовательного процесса имеет своё субъективное мнение.
Конечно, реализация мониторинговой деятельности в наших школах затрудняется многими факторами. И в первую очередь тем, что у школ просто нет возможности создать полноценную мониторинговую службу, которая будет осуществлять данную деятельность, а накладывание дополнительных обязанностей на кого-либо из сотрудников не позволит осуществлять мониторинговые исследования в необходимом объёме. Тем не менее в ГОУ СОШ №160 на протяжении последних 6 лет ежегодно проводятся мониторинговые исследования.
В условиях отсутствия мониторинговой службы мной были разработаны специальные бланки, которые позволяют охватить максимальное число вопросов, но при этом очень просты для обработки результатов. При проведении исследований применялись так называемые бинарные матричные мониторинги, т.е. использовались таблицы (матрицы) с заданными параметрами:
1. Утверждения, с которыми учащиеся (учителя, родители – в зависимости от цели исследования) должны были согласиться или не согласиться;
2. Перечень предметов.
Каждое утверждения участник выборки оценивал отдельно для каждого предмета и в зависимости, соответствовало ли оно его восприятию данного урока, в графу ставился знак (любой – галочка, крестик, смайлик) согласия с утверждением. Даже для учащихся 4-5 классов данная работа была легко выполнима, поскольку принцип работы с бинарными матричными мониторингами аналогичен принципу работы с таблицей Пифагора, с которой знакомятся в начальной школе. Обработка подобных мониторингов также очень проста, поскольку исследователю нужно составить количественное отношение тех, кто согласился с утверждением.
Конечно, в мониторингах обязательно использовались «контрольные» вопросы, которые позволяли отсеивать тех, кто подошёл к вопросу исследования недобросовестно и просто «отписался».
Таким образом можно составить практически любой мониторинг, в зависимости от запросов администрации и конкретной цели. Я приведу два варианта мониторинга.
Мониторинг, который проводился в школе в 2009 году и своей целью ставил определить общую степень удовлетворённости учащихся организацией урока.
Для ответа было представлено 13 утверждений, в выборке участвовали учащиеся 6-х, 9-11-х классов. При анализе результатов общий список вопросов был разбит на 4 блока:
1 блок – «Позитивное восприятие урока» вопросы - 1, 2, 4, 9

2 блок – «Познавательный» вопросы - 3, 12

3 блок – «Негативное восприятие урока» вопросы - 5, 7, 10, 13

4 блок – «Современность урока» вопросы - 6, 8, 11
Таблица мониторинга выглядит следующим образом:


 

 

Русский язык

Литература

Алгебра /математика

Геометрия

История

Физика

И далее предметы по списку школы

1

Мне нравится, как проходят уроки

 

 

 

 

 

 

 

2

Мне нравится, когда на уроках используется работа в парах и группах

 

 

 

 

 

 

 

3

По этому предмету я стремлюсь узнать больше, чем требует учитель

 

 

 

 

 

 

 

4

Я стараюсь на уроке, потому что мне нравится предмет

 

 

 

 

 

 

 

5

Мне не нравится, как организованы уроки

 

 

 

 

 

 

 

6

Мне нравится урок, потому что учитель использует современные методы

 

 

 

 

 

 

 

7

На уроке мне скучно

 

 

 

 

 

 

 

8

Я считаю, что на уроке нужно чаще использовать мультимедийный проектор или компьютер

 

 

 

 

 

 

 

9

Я с нетерпением жду урока

 

 

 

 

 

 

 

10

Мне хотелось бы, чтобы работа на уроке была более разнообразной

 

 

 

 

 

 

 

11

На уроках часто используются нетрадиционные приёмы и методы

 

 

 

 

 

 

 

12

Я стараюсь на уроке, потому что предмет пригодится в будущем

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Я с нетерпением жду, когда закончится урок

 

 

 

 

 

 

 

После первичной обработки результатов по классам исследователь имеет возможность очень широкого использования полученных данных для составления сводной процентной таблицы по предметам вне блочного разделения, например:

Предмет/ № вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

Английский язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Русский язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Алгебра (матем-ка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Геометрия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

История

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Обществознание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

ИКСПб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

География

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Физкультура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме того, исследователь имеет возможность выбрать информацию по отдельным учителям или по блокам вопросов. Например, вот так будет выглядеть сводная таблица по учителю:

 

 

Ф.И.О. преподавателя
вопрос

история

Обществознание

6-а

6-б

6-в

10-а

11-а

11-б

всего

10-а

11-а

11-б

Всего

23

23

12

19

19

20

116

19

19

20

58

1

Мне нравится, как проходят уроки

23

21

9

18

19

18

108

17

19

18

54

2

Мне нравится, когда на уроках используется работа в парах и группах

21

18

8

17

16

18

98

14

15

19

48

3

По этому предмету я стремлюсь узнать больше, чем требует учитель

11

9

2

4

6

7

39

6

8

13

27

4

Я стараюсь на уроке, потому что мне нравится предмет

17

13

5

11

11

10

67

12

16

14

42

5

Мне не нравится, как организованы уроки

6

4

2

1

2

0

15

1

2

0

3

6

Мне нравится урок, потому что учитель использует современные методы

20

18

8

16

18

16

96

15

19

16

50

7

На уроке мне скучно

0

2

1

0

0

3

6

0

0

3

3

8

Я считаю, что на уроке нужно чаще использовать мультимедийный проектор или компьютер

7

8

4

0

1

5

25

0

1

3

4

9

Я с нетерпением жду урока

10

10

5

10

13

9

57

13

13

11

37

10

Мне хотелось бы, чтобы работа на уроке была более разнообразной

3

5

1

0

0

0

9

0

0

0

0

11

На уроках часто используются нетрадиционные приёмы и методы

11

13

3

11

15

18

71

10

15

18

43

12

Я стараюсь на уроке, потому что предмет пригодится в будущем

11

12

4

7

12

8

54

8

15

16

36

 

13

Я с нетерпением жду, когда закончится урок

0

5

3

0

0

3

11

1

0

3

4

Поскольку данные методики призваны решить определенный ограниченный круг задач, точнее – задачи массовой экспресс-диагностики, прогнозы даются лишь с вероятной точностью. Для выявления определённого круга проблем или постановки задач для образовательного учреждения должен проводится корреляционный анализ, который стандартно используется при обработке данных, полученных при проведении тестовых методик в психологии. Корреляционный анализ – это проверка гипотез о связях между переменными с использованием коэффициентов корреляции. Коэффициент корреляции – двумерная описательная статистика, количественная мера взаимосвязи (совместной изменчивости) двух переменных. Таким образом, корреляционный анализ это совокупность методов обнаружения корреляционной зависимости между случайными величинами или признаками. Корреляционный анализ для двух случайных величин заключает в себе:
1.     построение корреляционного поля и составление корреляционной таблицы;
2.     вычисление выборочных коэффициентов корреляции и корреляционных отношений;
3.     проверка статистической гипотезы значимости связи.
Основное назначение корреляционного анализа – выявление корреляционной связи между двумя или более изучаемыми переменными. Корреляционная связь это совместное согласованное изменение двух изучаемых характеристик. Данная изменчивость обладает тремя основными характеристиками: формой, направлением и силой.

Второй вид анализа, который может быть использован на основе полученных при мониторинге данных, это дисперсионный анализ, точнее один из его видов - однофакторный дисперсионный анализ Фишера. Задачей дисперсионного анализа является изучение влияния одного или нескольких факторов на рассматриваемый признак.
Однофакторный дисперсионный анализ используется в тех случаях, когда есть в распоряжении три или более независимые выборки, полученные из одной генеральной путём изменения какого-либо независимого фактора, для которого по каким-либо причинам нет количественных измерений. Необходимо ответить на вопрос, оказал ли этот фактор существенное влияние на разброс выборочных средних данных или разброс является следствием случайностей, вызванных небольшими объемами выборок, т.е., если выборки принадлежат одной и той же генеральной совокупности, то разброс данных между выборками (между группами) должен быть не больше, чем разброс данных внутри этих выборок (внутри групп).
Расчёты для каждого вида анализа делаются по стандартным формулам, применяемым в психологии или статистике. Принеобходимости с данными видами анализа подробно можно познакомиться в источниках по стаистической обработке данных. В сети Интернет расчёты для корреляционного анализа, например, можно посмотреть здесь, а для дисперсионного анализа здесь.
В итоге, после проведения первичной (общие данные) и вторичной (анализ) обработки данных мониторинга, на руках у администрации школы появляется документ, который даёт очень широкую и вполне объективную информацию по интересующему вопросу. После этого уже задача администрации школы проанализировать полученные сведения и принять решение. Конечно, здесь необходимо упомянуть, что мониторинговая деятельность эффективна только в случае, если такие решения принимаются, в противном случае – это просто опять информация к размышлению и аккуратная и увесистая папка в шкафу.
Так или иначе, мониторинговая деятельность прочно обосновывается в системе образования, хочется верить, что в дальнейшем она будет более объективной, чем сейчас, и действительно станет базой для принятия эффективных административных решений.

 

Приложение 1

Мониторинг по домашнему заданию и стилю поведения учителя

 

 

Русский язык

Литература

И т.д.

1

МЯ считаю, что домашнее задание нужно обязательно выполнять

 

 

 

2

Учитель всегда готов выслушать моё мнение

 

 

 

3

Чтобы хорошо выполнить домашнее задание. мне требуется помощь

 

 

 

4

Мне всё равно, как учитель относится ко мне

 

 

 

5

Для меня важна оценка

 

 

 

6

Я считаю, что нам задают слишком большое домашнее задание

 

 

 

7

Знаний, полученных на уроке, мне хватает, чтобы выполнить домашнее задание

 

 

 

8

Я считаю, что отношение учителя отрицательно сказывается на моих оценках

 

 

 

9

Учитель создаёт деловую атмосферу на уроке

 

 

 

10

Нам задают очень маленькое домашнее задание

 

 

 

11

Часто я с удовольствием выполняю домашнее задание

 

 

 

12

Учитель создаёт на уроке напряжённую атмосферу

 

 

 

 

13

Мне не безразлично отношение учителя ко мне

 

 

 

14

Часто учитель даёт возможность выбора домашнего задания

 

 

 

15

Я считаю, что отношение учителя положительно сказывается на моих оценках

 

 

 

16

Для меня важна словесная оценка моей деятельности

 

 

 

17

Объём домашнего задания меня устраивает

 

 

 

18

Учитель создаёт дружескую атмосферу на уроке

 

 

 

19

За невыполненное домашнее здание учитель всегда ставит двойку

 

 

 

 

Приложение 2
Мониторинг использования педагогических технологий на уроках

 

 

Русский язык

Математика

И т.д.

1

Мне нравится, как проходят уроки

 

 

 

2

Мне нравится, когда на уроках используется работа в парах и группах

 

 

 

3

Мне нравится, что я могу готовить д/з по предмету с помощью компьютера.

 

 

 

4

Мне бы хотелось, чтобы некоторые домашние задания предполагали поиск материала в Интернете, а не в учебнике.

 

 

 

5

Мне нравится урок, потому что учитель использует компьютер и/ или проектор

 

 

 

6

Мне было бы интересно обмениваться с учителем некоторыми учебными материалами и заданиями через Интернет.

 

 

 

7

Мне не нравится, что на уроке часто приходится смотреть на экран/монитор компьютера во время урока.

 

 

 

8

Мне хотелось бы, чтобы работа на уроке была более разнообразной

 

 

 

9

Некоторые домашние задания предполагают поиск материала в Интернет, а не в учебнике

 

 

 

10

Мне бы хотелось, чтобы на уроке  учитель чаще использовал проектор и/или компьютер

 

 

 

11

Учитель использует электронную почту (Интернет) для обмена материалами и заданиями с учениками.

 

 

 

12

Презентации сделанные учителем помогают мне лучше запоминать материал.

 

 

 

Приложение 3
Инструкция для выборки, которая даётся перед проведением мониторинга

«Перед вами опросные листы. В левом столбце вы видите утверждения, которые могут иметь отношение к тому, что вы думаете или чувствуете на определённых уроках, сверху – перечень предметов. Пожалуйста, внимательно прочитайте утверждения и оцените их с точки зрения вашего отношения к каждому предмету. Если вы согласны с утверждением – поставьте галочку в соответствующе клетке, если – нет, оставьте клетку пустой».

 

 

 

Hosted by uCoz