Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района

Санкт-Петербург

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

№160

 

Экскурсионная деятельность как способ расширения культурно-исторического пространства учащихся

 

Левашова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №160

 

  Из многолетнего опыта преподавания литературы я давно пришла к мысли, что без знания истории, географии, мировой художественной культуры, без бытописания, - в общем, без всего того, что даёт представление об изучаемой эпохе,  понимание литературного произведения очень затруднено.  Я могу привести множество курьёзных примеров из собственной практики, когда из-за незнания и путаницы эпох у ученика искажалась картина мира. Так, рисуя иллюстрации к повести Катаева «Сын полка», пятиклассник изобразил солдат советской армии в мундирах гренадёров времён Отечественной войны 1812 года. Это было несколько лет назад и сначала просто потрясло меня, а потом дало пищу для размышлений над этой проблемой. А вот другой пример. Я попросила семиклассников при изучении повести Гоголя «Тарас Бульба» отметить на одной только странице текста те слова, о значении которых они вынуждены только догадываться. Слов таких на странице оказалось примерно процентов 30-40. Простое для взрослых слово «шинель» современным школьникам не известно даже в значении «часть воинского обмундирования», не говоря уже о чиновничьей шинели.  Поэтому при изучении гоголевской «Шинели» я, прежде всего, задаю ученикам вопрос о том, как они понимают значение этого слова, и сталкиваюсь с тем, что школьники, как правило, этого слова не знают, а некоторые даже не слышали.
Из нашей жизни стремительно уходят те вещи, которые были привычны ещё совсем недавно, а мы часто и не замечаем, как они заменяются другими.  А ведь вместе с ними уходят и слова, их называющие.  Что же говорить о предметах, привычках, обычаях людей ушедших эпох? Таким образом, литературное произведение, если только это не текст современной литературы, школьникам постепенно становится недоступным.  
Как помочь учащимся выбраться из этого лабиринта?  Конечно, прежде всего, формировать его культурно-историческое пространство, чтобы сделать учебный материал более понятным, живым и доступным. Для этого есть множество способов. Один из них – это экскурсионная деятельность.
Экскурсии  - это наиболее ёмкий, наиболее синкретический  вид познания, в котором соединяется и исторический, и бытовой, и
литературный контекст. В Санкт-Петербурге для этого есть все возможности, все условия. Но пассивное усвоение школьниками  во время экскурсий новой информации малоэффективно. Детям больше нравится ехать в автобусе, чем сидеть за партой. И они с удовольствием общаются, не вникая в то, что им вещает экскурсовод. Конечно, наиболее любознательные дети слушают, но очень скоро тоже отвлекаются, потому что не в силах осмыслить такое огромное количество информации. Как же добиться того, чтобы экскурсионное время не пропало даром? Практически все экскурсоводы во время экскурсий постоянно задают детям вопросы, обращаются к опыту самого ребёнка, побуждая его к беседе, хвалят за правильные ответы. Это хорошо. Но можно и более эффективно вовлечь ребёнка в экскурсионную деятельность. Я здесь, наверное, не скажу ничего нового, а лишь поделюсь некоторым опытом, накопленным и ранее, и за два года работы в шк.№160.
Интерактивная игра – это, на мой взгляд, один из самых интересных методов проведения экскурсии. Такая игра активизирует внимание, вносит интригу в происходящее действие, вызывая тем самым интерес к предмету. В интерактивной игре может проходить и вся экскурсия, и какой-либо её фрагмент.
В качестве примеров такой игры могут быть экскурсии, которые я выбрала для своих учеников и как классный руководитель, и как учитель литературы.
1) Экскурсия по Павловскому парку, названная «Приключения Аполлона».  Её цель – найти бога-покровителя искусства, Аполлона, окружённого музами.  Экскурсовод выдала детям карты, по которым они сами выбирали маршрут и продвигались к намеченной цели. На пути к Аполлону ребята знакомились и с другими скульптурами, изображавшими античных богов,  о которых экскурсовод им тут же и рассказывала. На поляне муз ребятам предложили по фрагментам фотографий определить, какая это именно муза. Задание было
непростым. Ребята тщательно изучали все детали, искали, разглядывали, заодно читали таблицы - есть надежда, что что-то и запомнили.
2)Во время экскурсии в Великий Новгород интерактивная игра была лишь частью экскурсионного процесса. Ребят учили играм их сверстников, живших в Древнем Новгороде.  Семиклассники с увлечением играли, а заодно и узнавали какие-то бытовые подробности из жизни новгородских детей в те далёкие времена.
И здесь попутно я должна сказать ещё об одной особенности экскурсионного процесса. Экскурсии могут не только активизировать познавательную деятельность учащихся, но и включать и какие-то ассоциативные связи, подтолкнуть к решению исторических, эмоциональных или нравственных проблем.  Никогда не знаешь, «как  наше слово отзовётся». И, главное, когда.
Когда в 5 классе изучали фрагменты из «Повести временных лет», я предложила ученикам прочитать фрагмент о битве новгородцев с суздальцами. Тот факт, что суздальцы, атакуя новгородский кремль,  пустили стрелу в икону Божьей матери, выставленную новгородцами на стену в знак просьбы о мире и милосердии, помню, поразил пятиклассников. Особенно то, что из глаза богородицы выкатилась слеза. Суздальцы, как известно, побросали всё и убежали в страхе. Дети стали уточнять подробности. И я тогда рассказала им о том, что в Новгородском Софийском соборе я видела эту икону, что она сохранилась и, по словам экскурсовода, иногда мироточит, то есть плачет.
Прошло два года. И вот, стоя у Софийского собора, один ученик, далеко не из самых прилежных, вспомнил этот сюжет и уточнил, здесь ли эта икона. И когда я подтвердила, что здесь, что это икона называется «Знамение божьей матери» и что он её сейчас увидит, то
С семиклассником буквально произошло чудо. Он тут же сообщил эту радость остальным мальчишкам, и те буквально ринулись к входу в собор. А там передвигались на цыпочках и долго стояли у иконы, присмирев. Потом рассуждали, откуда, с какой стороны подошли суздальцы, как осаждали город. И одухотворённые стойкостью новгородцев, как-то сами собой подошли к Вечному огню, посвящённому уже защитникам города во время Великой Отечественной войны. Так и стояли там, сняв шапки. А потом сказали, что тем, древним новгородцам, тоже надо бы зажечь Вечный огонь.
Такие откровения – самое главное в воспитании человека.
Ещё об одной экскурсии здесь нужно сказать – экскурсии к « Дому станционного смотрителя». Казалось бы, это экскурсия в музей литературного героя. Но здесь поднимается такой культурно-бытовой пласт, о котором никогда не узнаешь, если не побывать в этом музее. Сама по себе возможность своими глазами увидеть, как выглядел первый телеграф, телефон, как объяснить, что в эмблеме почтового работника изображён рожок, как отдыхали извозчики, что такое подорожная, как отправляли письма, почему все бранили станционного смотрителя и многое другое. Но можно заранее попросить ребят выписать для себя из текста пушкинского «Станционного смотрителя» те слова, значение которых им непонятно, или понятно, но они не видели этого никогда. Можно сформулировать для себя какие-то вопросы, связанные с жизнью и бытом героев. Находясь в музее, ученик будет  искать на них ответ и обязательно получит.
Ещё один вид экскурсионной деятельности учащихся – это создание презентаций на основе фотографий, сделанных во время экскурсий. Если поставить перед учениками такую задачу, то фотографирование будет  уже более целенаправленным.
В заключение можно несколько слов сказать о разработке, создании учащимися собственных маршрутов, экскурсий. Это побуждает ученика к поиску дополнительных материалов, к исследовательской деятельности исследовательской деятельности.
Я привела здесь лишь несколько примеров из собственного опыта. Всё, что я делаю с ребятами, придумано не мной, я лишь выбрала для себя необходимое и постаралась включить в систему своей работы.

 

Hosted by uCoz