Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района

Санкт-Петербург

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

№160

 

«Миф о Пигмалионе в современной культуре»

 

Е.Г. Муромова
Зам. директора по УВР
ГОУ СОШ №160

 

Пояснительная записка
Урок разработан для учащихся 11 классов школ, гимназий и лицеев, изучающих английский язык по углублённой программе. Тема «Пути развития западноевропейского театра» (драматургия Б.Шоу) указана в программе  по Мировой художественной культуре Г.И.Даниловой. Учащиеся уже изучали западноевропейский театр и драматургию барокко, классицизма, пути развития русского драматического театра. Важно показать изменение в тематике драматургических произведений: отсутствие нагромождения интриг, кровавых злодейств и ужасов, резких контрастов, фантастических эпизодов, резких контрастов. Дж. Б.Шоу, как создатель новой, социально-психологической драмы, считал своими учителями Г.Ибсена, А.П.Чехова и выступал против засилья произведений В.Шекспира на английской сцене. Несмотря на страстную любовь к его произведениям, Дж. Б.Шоу понимал, что пьесы В.Шекспира стали прибежищем консерватизма и мешали развитию современной драмы, актуальной, проблемной, насыщенной дискуссией. Естественно, тема театра и драматургии получит своё продолжение на уроках, посвящённых русскому театру 20 века. Здесь будет важным уже сотрудничество с учителем русского языка и литературы, посещение  какого-нибудь спектакля с последующим обсуждением.
Предполагается, что курс ведёт преподаватель иностранного языка или он работает в тесном контакте с преподавателем МХК. В последнем случае они могут организовать бинарный урок или сначала урок ведёт преподаватель МХК на русском языке, а преподаватель английского языка подхватывает эстафету, и урок получает своё развитие с использованием оригинального текста и фильма на английском языке.
Тема «Пигмалион и Галатея» регулярно звучит в искусстве и литературе. Появившаяся в древнем мифе о Пигмалионе (см. «Метаморфозы» Овидия), она неоднократно возникает в произведениях художников и скульпторов, поэзии, литературе, кинематографе. Эта тема необыкновенно актуальна и в наши дни, и, несомненно, она важна для старшеклассников, которые готовятся к самостоятельной жизни. Эта тема может получить различное звучание, в зависимости от наблюдений, личного опыта и эрудиции участников дискуссии, и каждый может найти параллели из своей жизни.
Цель урока: связать тему древнего мифа с современностью и дать почувствовать учащимся, что она актуальна в наши дни.
Задачи урока: 1) показать связь различных жанров искусства в освещении одной и той же темы; 2) познакомить учащихся с творчеством Дж. Б.Шоу; 3) привить навыки ведения дискуссии, научить уважать чужое мнение.
Урок разработан как спаренный (45+45 минут). Это очень важно, так как 1) предусмотрены виды работы с различными произведениями искусства;
2) организация дискуссии предусматривает возможность перехода её в горячий спор, столкновение различных точек зрения, и задел во времени необходим «на всякий случай».
Техническое оснащение:
телевизор и видео для просмотра фрагментов фильма;
произведения живописи в начале урока можно показать в зависимости от возможностей на слайдах, компьютере, или это могут быть заранее подготовленные ксерокопии. Если урок проходит  в компьютерном классе, то преподаватель может попросить учащихся самих найти в интернете произведения искусства, связанные с темой мифа.
План урока
«Миф о Пигмалионе в современной культуре»

Этапы работы.

Учитель

Ученики

Введение темы.
( 5 мин.)

 

Подготовка к дискуссии. (10-15 мин.)

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Дискуссия. (20 мин.)

 

 

 

Знакомство с творчеством Дж. Б.Шоу:
Пьеса 1912 г. «Пигмалион».
( 20 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом пьесы.(20 мин.)

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание:
Подготовить чтение по ролям по кассете или видео, выучить свою роль для драматизации пьесы.

 Учитель предлагает рассмотреть несколько изображений и догадаться, какая тема их объединяет.
Учитель выслушивает
мнение учащихся, даёт пояснения к репродукциям картин, предлагает вспомнить миф о Пигмалионе.

 Учитель даёт вопросы к дискуссии:
Почему миф оказался таким живучим?
Какие произведения искусства других жанров, на ваш взгляд, перекликаются с древним мифом?
Актуальна ли тема мифа в наши дни? Почему?

Учитель организует ведение дискуссии, подсказывает произведения, о которых учащиеся не знали, подводит итоги дискуссии.

 

Учитель предлагает к просмотру два фрагмента
из фильма «Моя прекрасная леди»
Встреча проф. Хиггинса, Пиккеринга и Лизы Дулиттл и приход Лизы в дом проф. Хиггинса с просьбой научить её говорить правильно.
Лиза Дулиттл на светском приёме.
Задание перед просмотром: определить, какие социальные проблемы
поднимает в своей пьесе
Дж. Б.Шоу.

Задание после просмотра:
Ответь на вопросы:
Как относится проф. Хиггинс к Лизе?
Каковы проблемы влияния одного человека на другого? Можно ли «создать, слепить» другого
человека по своему
подобию?
Как ты думаешь, что произойдёт с Лизой дальше?
Учитель раздаёт отрывки с текстом из пьесы:
Начало пьесы – речь Лизы, характерная для кокни.
Урок фонетики с профессором Хиггинсом.
Задание: найдите ошибки в речи Лизы, исправьте их. Какое значение в жизни человека играет правильная речь?

Учитель, если есть такая возможность, может организовать просмотр всего фильма (170 мин.),
Консультирует учеников
по поводу произношения.

 Ученики рассматривают изображения, можно организовать работу в группах.

Высказывают свои соображения. Должны догадаться, что общая тема картин - миф о Пигмалионе и Галатее.
Кто-нибудь из учащихся рассказывает этот миф.
Учащиеся в группах стараются вспомнить
произведения на данную тему в других жанрах.
Возможные ответы:
Сказка «Золушка»;
В. Шекспир «Укрощение строптивой»;
М.Шелли «Франкенштейн»
Б.Шоу «Пигмалион»;
Кинофильмы по этим произведениям;
Дж.Апдайк «Пигмалион»;
«Моя прекрасная леди»
Дж. Кукора.

 

Учащиеся выбирают представителей от групп для презентации результатов работы группы.

Учащиеся смотрят фрагменты, выполняют задания учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сканируют» текст, выполняют задания, читают, обсуждают.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно
готовят каждый свою роль для школьной постановки (или драматизации на уроке).

burne-jones1st-1  moreau
burnejones4        burnejones3lagrenee         gerome2 avantaneo    leastar

 

Hosted by uCoz