Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района

Санкт-Петербург

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

№160

 

 

 

  

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЬЕ»
на 2011 – 2015 гг.

 

  

 

Санкт-Петербург
2011

 

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

5.3. План мероприятий Программы

Приложение1  Нормативно-правовая и документальная основа Программы
Приложение 2.. Здоровье школьников ГОУ № 160
Приложение 3. Система физкультурно-оздоровительной работы
Приложение 4.  Дополнительное образование
Приложение 5. Социальные партнеры гоу № 160 


Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования и реализуется в соответствии со   стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации и Санкт-Петербурга, в том числе Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся), Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» (направление «Здоровье в школе»), Планом мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы.
По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов.
Результаты   медицинского   осмотра учащихся ГОУ № 160 свидетельствуют о том, что наиболее   распространены  у  детей    такие заболевания, как: 1. патология костно-мышечной системы; 2. болезни органов зрения, 3. болезни органов дыхания; 4. патология пищеварительного тракта; 4. Сердечно сосудистые; (Приложение 2).
Целевая программа «Здоровье» ГОУ № 160 - это комплексная программа, направленная на формирование здоровьесозидающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.


В ГОУ № 160 – большой опыт по здоровьесозидающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесозидающих технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.

В школе реализуется целевая программа «Здоровье», в начальной школе – «Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни».

В ОУ уделяется большое внимание созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия.
В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:

Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и  направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесозидающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне.
В школе работает 5 групп продлённого дня (1-4 классы), где воспитатели не только помогают ребятам выполнить домашние задания, но и ведут различные кружки, дополнительные занятия и организовывают различные мероприятия. Также в начальной школе работает логопед.
Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, у которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают спортивные секции.
Не только физическому, но и духовному воспитанию, как  одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения в ГОУ № 160 уделяется значительное внимание.
В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью.
Кроме того, в школе ведется работа социального характера:

- составление социального портрета школы (классов);
- выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.

-  совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями;
- проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения
- проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.
За счет сетевого взаимодействия  ОУ с социальными партнерами значительно расширен круг различных услуг здоровьесозидающего характера.  Школа активно сотрудничает с ППМС центром и другими организациями Красногвардейского района (Приложение 5).

Внешние факторы

Возможности

Угрозы

  • Наличие государственного заказа в области сохранения  и укрепления здоровья обучающихся.
  • Поддержка со стороны отдела образования и Комитета по образованию.
  • Развитая сеть учреждений Санкт-Петербурга, занимающихся научной деятельностью, подготовкой и повышением квалификации кадров в области здоровьесозидающей деятельности.
  • Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности.
  • Наличие городских программ, направленных на поддержание социального здоровья, таких как «Толерантность».
  • Наличие городской системы профилактики беспризорности и правонарушений.
  • Отсутствие единой государственной программы обеспечения здоровья населения.
  • Низкий уровень культуры здоровья в обществе.
  • Увеличение числа социально неблагополучных семей и детей с ослабленным здоровьем.
  • Ухудшение общей экологической обстановки в Санкт-Петербурге.
  • Низкая межведомственная координация.
  • Увеличение количества мигрантов. Относительно низкий культурный уровень социума
  • Отсутствие целевого финансирования здоровьесберегающей деятельности ОУ.

 

Внутренние факторы

Преимущества

Недостатки

  • Наличие высококвалифицированных специалистов и сотрудничества с психолого-медико-социальной службой в районе.
  • Хороший  профессиональный  уровень   педагогов.  Соответствие педагогических работников ГОУ уровням квалификации.
  •  Наличие в ГОУ №160 соглашения по  инновационной деятельности с СПбАППО, ППМС центром и другими организациями, учреждений различных уровней, занимающихся проблемами в области сохранения и укрепления здоровья (Приложение).
  • Наличие Служб здоровья в ГОУ № 160.
  • Наличие опыта инновационной деятельности в области здоровьесозидания.
  • ГОУ №160 является городской школой лабораторией по теме: "Разработка инвариантной модели образовательной программы "Перспектива" в соответствии с требованиями ФГОС общего образования для начальной школы"
  • Наличие кружков и секций в ОУ и в организациях социальных партнеров школы, реализующих программы дополнительного образования детей здоровьеразвивающей направленности.
  • Отсутствие системы эффективного взаимодействия между учреждениями, занимающимися различными аспектами здоровьесбережения.
  • Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
  • Отсутствие у части подростков твердых жизненных установок.
  • Несоответствие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, методических и пр.) конкретному социальному заказу
  • Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования

 

Проведя анализ  физически-психологического самочувствия  школьников  с точки зрения здоровьесберегающей среды. Мы  выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание   в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесозидающей. Решение данных проблем в ГОУ №160 возможно, благодаря разработанной в ГОУ № 160 целевой программе «Здоровье» (в рамках программы развития ОУ  "Успешная школа" на 2011-2015 гг.), направленной на создание здоровьесозидающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Эта программа опирается на существующие научно обоснованные подходы к организации здоровьсозидающей образовательной среды. Кроме того,
Cсущественным условием для решения вышеперечисленных проблем является наличие в ОУ хорошо подготовленных специалистов к реализации здоровьесозидающей деятельности, использованию в образовательном процессе современных здоровьесозидающих технологий.
Для достижения эффективных результатов необходима в школе согласованная работа всех специалистов и Службы здоровья ОУ и совместная работа в данном направлении со специалистами районных и городских структур (ИМЦ, СПбАППО, ПМС центр и др.), обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов района в здоровьесозидающую деятельность ОУ.

Ресурсы
- квалифицированные кадры с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий,
- развитие службы здоровья ОУ,
- опыт работы ОУ с социальными партнерами,
- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.

Кадровые ресурсы
В школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования.
93% учителей школы имеют I и Высшую квалификационные категории, 20 учителей имеют различные награды. При этом учителя постоянно обучаются на различных курсах в Информационно-методичеком центре района, Академии Постдипломного Педагогического Образования и ВУЗах города.
В школе действует служба сопровождения, в состав которой входят социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, логопед, медицинский работник, школьный библиотекарь классные руководители.
Кроме того, в начальной школе, начавшей реализацию ФГОС,  действуют малая и большая службы сопровождения, что так же позволяет оказывать помощь и психолого-педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута, создавать определённую систему средств, обеспечивающую комфортные условия обучения, воспитания и развития детей. Это позволяет реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных, действенно-практических возможностей учащихся.

Большая  группа сопровождения

Малая группа сопровождения

Классный руководитель

Медицинский работник

Воспитатель

Социальный педагог

Педагоги - предметники

Учитель-логопед

Педагоги дополнительного образования

Классный руководитель

Школьный библиотекарь

 

Родители

 

При организации внутрифирменного обучения в качестве лекторов приглашаются специалисты СПбАППО, работники прокуратуры, ОДН Красногвардейского района, представители медицины и др.

Материально-технические ресурсы
В школе имеется оборудованный спортивный зал, стадион, медицинский кабинет,  тренажерный зал, кабинеты врачей-специалистов; зал лечебной физкультуры; компьютерные классы для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты. Работает логопункт, кабинет социального педагога.
В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. За каждым классом закреплен учебный кабинет, имеются: 1компьютерный класс, 4 кабинета английского языка, кабинет музыки, спортивный зал, столовая. Так же имеются: актовый зал.

Методические ресурсы.
К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесозидающих технологий. Программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности ОУ: программа работы Службы здоровья ОУ, целевая программа «Здоровье». Программы ППМС центра,
Методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр.
Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей).
Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.

Информационные ресурсы. Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью ежемесячных планов мероприятий Службы здоровья ОУ, зам. директоров, классных руководителей и планов ИМЦ, регулярного обновления сайта школы и пр.

Ориентация петербургской школы на признание ценности здоровья учащегося и педагога, на решение  проблемы здорового образа жизни имеет  первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях. В  связи с этим реализация в ОУ целевой программы «Здоровье» (далее Программа) имеет актуальное значение. Разработка школьной программы «Здоровье» продиктована стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.
Основу реализации Программы составляет здоровьесозидающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния  образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды.
Предлагаемая школой Программа базируется на понимании гармонического сочетания ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями.
Ведущими концептуальными понятиями выступают:
1) ЗДОРОВЬЕ участников образования,
2) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,
3) ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся собственные усилия человека, а именно:
Принципы обеспечения здоровья:

Обеспечить наиболее полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и условий его сохранения и развития в условиях школы возможно на основе совокупности системного, валеологического и культурологического подходов в образовании
Программа опирается на следующие ведущие подходы:

Данные подходы реализуются через создание в ОУ района условий, обеспечивающих реализацию двух стратегических направлений его развития:

Компоненты системной деятельности ОУ по решению проблемы здоровья представлены на рисунке (см. ниже).

В современной педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ понимается как «интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности» (В.А. Магин).
Культура здоровья школьника - это интегративное личностное качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни.
Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый образ жизни», который трактуется современными исследователями как:
1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствующий выполнению человеком социально-биологических,
2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни,
3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического, экологического, социального).
Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента культуры здоровья) называют: оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция; рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни); отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование.
Программа “Здоровье ” основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ.


3.2.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

3.3. ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

 

- наличие общей и оздоровительной инфраструктуры,
- создание условий для здорового питания, 
- внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий,
- построение научно обоснованного учебного режима,
- обеспечение двигательной активности обучающихся.


Направления

Ценностные установки

Задачи формирования здорового и безопасного ОЖ

Планируемые результаты формирования  культуры здорового и безопасного ОЖ

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Усовершенствовать условия для сбережения здоровья учащихся в ОУ,

Улучшение здоровьесозидающей среды в ГОУ № 160.

(В настоящее время все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.)

2. Использование возможностей УМК «Перспектива» в образовательном процессе и различных образовательных программ, имеющих здороыьесозидающий характер

Отношение к здоровью детей как к главной ценности.

 

Установка на безопасный, здоровый образ жизни.

Формирование заинтересованного отношения детей к собственному здоровью.

Обеспечение заинтересованного отношения педагогов и родителей к здоровью детей как к главной ценности

Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей.

Формирование у учащихся элементарных представлений о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.

Формирование личного опыта здоровосберегающей деятельности.

Формирование представлений о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его жизни в целом.

3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности.

Повышение эффективности учебного процесса.

Снижение функционального напряжения и утомления детей.

Создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность  в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
Применение в учебном процессе методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
Строгое  соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темп развития и темп деятельности.
Регулярное проведение дней Здоровья

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния.

Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов.

Повышение адаптивных возможностей организма.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Формирование культуры здоровья.

Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях)

Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.

Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.
Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования.
Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

5. Реализация дополнительных образовательных программ

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Включение учащихся в здоровьесозидающую деятельность

Создание и реализация в школе дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Здоровье детей – главная ценность семейного воспитания

Включение родителей (законных представителей) в здоровьесозидающую  и здоровьеукрепляющую деятельность школы.

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

  • Организация здорового питания

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их питания

Организация здорового и рационального питания

Качественное и разнообразное питание

  • Семинары и консультации для учителей по вопросам создания здоровьесозидающей образовательной  среды.

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Организация и проведение семинаров и консультаций для учителей по вопросам создания здоровьесозидающей образовательной  среды ОУ.

Формирование валеологической компетентности у педагогов ОУ


5.УСЛОВИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Общее руководства реализацией Программы «Здоровье» осуществляется Службой здоровья ОУ, которая организует:
а) организационно-методическое сопровождение основных направлений реализации Программы,
б) общественную экспертизу методических материалов, направляемых в банк ресурсов района,
в) анализ содержания деятельности основных направлений реализации Программы
г) разрабатывает механизм тиражирования перспективных результатов деятельности ОУ в системе образования Красногвардейского района и др.
Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет Педагогический Совет и Попечительский Совет государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 160 в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ
Результаты контроля представляются ежегодно в Отдел образования Администрации Красногвардейского района, общественности через публичные доклады ОУ.

Источником финансирования деятельности Программы развития являются не только бюджетные, но и дополнительно привлеченные ресурсы (дополнительные платные услуги, спонсорская благотворительная помощь).

Мероприятия

Сроки
реализации

Ответственный

  •  

Разработка локальной нормативно-правовой базы для организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Сентябрь – май
2011-2012г.

Председатель Службы здоровья

  •  

Создание информационного и материально-технического обеспечения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

2011 - 2015

Служба здоровья

  •  

Проведение системы тренингов, направленных на профилактику эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов.

Ноябрь каждого уч.г.

Председатель Службы здоровья

  •  

Проведение воспитательных и спортивных мероприятий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни.

ежегодно

Зам. дир . по УВР

  •  

Применение на уроках здоровьесозидающих технологий

2011 - 2015

Зам. директора по УВР

  •  

Систематическая диагностика состояния здоровья учащихся

ежегодно, сентябрь

Группа сопровождения

  •  

Контроль за выполнением норм СанПиН и охраны труда 

ежегодно, 1 раз в четверть

Зам. директора по УВР, классные руководители

  •  

Анализ состояния здоровья учащихся

ежегодно, 1 раз в полугодие

Зам. директора по ВР

  •  

Корректировка учебной программы по физической культуре в соответствии с результатами анализа здоровья учащихся.

ежегодно,
1 раз в четверть

Учителя по физической культуре

  •  

Проведение музыкальных и спортивных перемен

Постоянно

Зам. директора по ВР

  •  

Проведение «часа здоровья» на третьем уроке в начальной школе

Систематически с 2011-2012 уч. г.

Учителя по физической культуре

  •  

Организация внеклассной работы по физической культуре после уроков

ежегодно, сентябрь

Зам. директора по ВР

  •  

- Проведение традиционных общешкольных спортивных соревнований и спортивно-оздоровительных мероприятий в ОУ
- Участие в спартакиаде школьников МО, Красногвардейского  района, Санкт-Петербурга, России.

в течение учебного года по графику спорт. соревнований.

Зам. директора по ВР

  •  

Организация и проведение выездов за город, туристических слетов и походов Дней здоровья с привлечением родителей учащихся,

ежегодно,
1 раз в триместр

Зам. директора по ВР

  •  

Содействие в проведении медико-профилактических мероприятий медицинскими работниками закрепленных за школой поликлиник

 

постоянно

Зам. директора по ВР

  •  

Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей

 

ежегодно

Зам. директора по ВР

  •  

Организация и проведение лекций и родительских собраний по проблемам возрастных особенностей обучающихся

ежегодно,
1 раз в триместр

Зам. директора по ВР

  •  

Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, часы здоровья)

 

Постоянно

Зам. директора по ВР

  •  

Профилактика травматизма

постоянно

Зам. директора по ВР, служба сопровождения

  •  

Психологическая помощь обучающимся из семей мигрантов и вынужденных переселенцев по адаптации к новой жизненной ситуации

 

постоянно

Зам. директора по ВР, служба сопровождения

  •  

Проведение итоговой и промежуточной аттестации в щадящем режиме с учетом здоровья учащихся

постоянно

Зам. директора по УВР

  •  

Создание зон отдыха и психологической разгрузки для обучающихся и учителей

2005 - 2011

Зам. директора по УВР и ВР, служба сопровождения

  •  

Обеспечение внутренней и антитеррористической безопасности и охрана труда

Постоянно

Зам. директора по АХР

  •  

Осуществление выборочного косметического ремонта учебных и служебных помещений

2011-2014 уч.г.

Зам. директора по АХР

  •  

Обновление ученической мебели в кабинетах и классах ОУ

2011 - 2015

Зам. директора по АХР

  •  

Поддержание   здания ОУ  в хорошем состоянии (ежегодные косметические ремонты, замена элементов систем водоснабжения, теплоснабжения, канализации, электрооснащения и др.)

ежегодно

Зам. директора по АХР

  •  

Преодоление адаптационного периода детей при поступлении в первый класс в щадящем режиме

2011 - 2015

Зам. директора по начальной школе, служба сопровождения

  •  

Организация специальных занятий с дошкольниками по подготовке к школе

 

2011 - 2015

Зам. директора по начальной школе

  •  

Лекции для родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе»

 

2011 - 2015

Зам. директора по начальной школе

  •  

Обеспечение качественным горячим питанием учащихся 1 – 11х  классов

ежедневно

Зав. столовой

Реализация программы предполагается в период 2011 - 2015 гг. в три этапа:
I этап. - 2011-2012г. - Подготовительный этап  реализация Программы.
Создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников.
II этап. - 2012 – 2014 г. – Формирующе-преобразующий (Основной) этап. Реализация Программы в целом. Расширение образовательного  потенциала деятельности щколы, в том числе  через работу секций дополнительного образования детей на базе ОУ и социальных партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством совместной    деятельности мониторинговой службы и службы здоровья с участием   родительской общественности, частно-государственного партнерства.
III этап - 2015 г. - Итогово-обобщающий этап. Анализ результатов внедрения Программы и тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего развития Программы

 

ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ:
- снижение заболеваемости учащихся на 10%;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно;
- повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов до 75%;
- снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10%
- снижение показателей заболеваемости учащихся и педагогов школы.

  1. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основные результаты реализации Ппрограммы  оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Инструментарий проведения контроля
- мониторинг результативности выполнения программы;
-  степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ
- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований
- опросы учащихся, родителей, педагогов.
- общественная оценка качества работы школы– анкетирование всех участников образовательного процесса;
- ообщественная оценка педагогического совета качества работы школы

Критерии эффективности реализации целевой программы
Для образовательных учреждений:

    1. количество  (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе.
    2. количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;
    3. доля учащихся,  охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;
    4. численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.

Для учащихся:

    1. количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год;
    2. количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися
    3. (воспитанниками) по освобождению, уроков/уч-ся/год;
    4. доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;
    5. доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
    6. доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
    7. количество (динамика) несчастных случаев в ОУ

Для педагогов:

    1. доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %
    2. доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями  по отношению к общему их количеству, %;

Социальный эффект от реализации программы

 

 

Для ОУ и родителей

Совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды ОУ.
Развитие социального партнерства с целью оптимизации здоровьесозидающего пространства образовательного учреждения
Развитие службы здоровья и службы  сопровождения.
Учет и реализация интересов основных субъектов образовательного процесса;

Повышение удовлетворенности родителей качеством предоставленных образовательных услуг

Для учащихся

Обеспечение образовательных запросов учащихся, имеющих особые образовательные потребности.
Изменение отношения к своему здоровью как к ценности.

Для системы образования СПб и для педагогического
сообщества СПб

Получение положительного тиражируемого  инновационного опыта, подлежащего передаче ОУ района и города

Для местного сообщества и государства,

Расширение и углубление валеологической составляющей петербургского компонента образования

  1. ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Возможные сложности (риски) реализации Программы

Пути их преодоления

Формальный подход ОУ к реализации здоровьесозидающей деятельности

Стимулирование деятельности ОУ в области здоровьесозидания и формирование установки на получение результатов деятельности

Возможно неприятие инновационных форм организации образовательного процесса на валеологической основе частью педагогов

- Просветительская работа с педагогами.
- Обучение педагогов на курсах повышения квалификации.
- Методическая поддержка педагогов.

Недостаточность бюджетного финансирования

Поиск дополнительных финансовых средств.
Фандрайзинг.

  1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Нормативно-правовую основу и методическое обеспечение реализации Программы составляют документы, характеризующие российскую государственную политику, региональные нормативные акты, локальные акты образовательного учреждения, методические материалы (представлены в Приложении 1)

    1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ПРОГРАММЫ.
    2. Здоровьесозидающая образовательная среда (ЗОС)– совокупность компонентов ОУ, их функциональных взаимосвязей и субъектов – педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
    3. Культура здоровья (КЗ)сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни.
    4. Сетевое взаимодействие – установление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае – службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а многочисленные социальные связи, обеспечивающие условия для создания общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной общественности; преимущественно «горизонтальное», не иерархическое взаимодействие членов сети.
    5. Служба здоровья образовательного учреждения (СЗОУ) организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни.
    6. Социальное партнерство – технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров ОУ могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детей


  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся являются:

    1. Конвенция о правах ребенка

Законы и подзаконные акты Российской Федерации

    1. Закон РФ «Об Образовании», статья 2, п.1 (от 13.01.1992 № 12-ФЗ с внесенными позднее изменениями)
    2. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
    3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»
    4. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 № 52-Ф3)
    5. Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
    6. «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы»
    7. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Министерства образования и науки РФ;
    8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2011 № 373;
    9. План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 № 1507-р;
    10. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
    11.  

Законы и подзаконные акты Санкт-Петербурга

    1. Закон СПб «Об охране здоровья граждан в Санкт-Петербурге» (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 26.12.2007 № 667-131
    2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2011 № 189
    3. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011- 2020 гг. «Петербургская школа 2020»;
    4. «Концепция демографического развития Санкт-Петербурга до 2015 года» (Постановление Правительства СПб от 12.12.2006 № 1539);
    5. Программа развития образовательной системы Красногвардейского района до 2020 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ ГОУ № 160
В школе ежегодно проводится углублённый медицинский осмотр школьников.

    1. Характеристика состава учащихся школы по здоровью

Учебный год

Количество
уч-ся

I группа здоровья Основная группа

II группа здоровья Подготовительная группа

III группа здоровья Специальная группа

IV группа здоровья

2008-2009

767

79

530

154

4

2009-2010

758

82

520

152

4

2010-2011

951

90

679

177

5

Классификация учащихся, состоящих на диспансерном учете по различным заболеваниям


Год

2007-2008 уч. год

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

Всего учащихся

767

758

723

951

Из них имеют:


Заболевание

2007-2008 уч.год

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

Сердечно сосудистые

7

12

12

13

Почек

20

15

16

16

ЛОР

5

2

4

3

Органов пищеварения

19

16

23

24

Эндокринной системы

16

9

9

8

ЦНС

15

10

10

11

Органов зрения

29

22

34

26

Ортопедические

37

34

33

36

Органов дыхания

22

17

21

22

Кожи

4

2

1

3

В связи с тем, что в школе большое количество учащихся с ослабленным здоровьем, педагогический коллектив проводит работу по сохранению и укреплению здоровья школьников совместно с медицинскими работниками школы.
Также проводится мониторинг здоровья педагогического коллектива школы. Заболеваемость педагогов школы за три прошедших года практически не увеличивается.


В школе работает Служба здоровья, которая включает в себя службу сопровождения, в состав которой входит психолог, социальный педагог, логопед. Служба сопровождения поддерживает связь с ОДН РУВД Красногвардейского района, ППМС-центром Красногвардейского района, Центром помощи семье и детям.
 Характеристика состава учащихся школы по здоровью


Группа здоровья

2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

1

116/17,8

112/18,4

75 / 12%

36/ 6%

59/ 10%

2

414/64

372/61

417 / 69%

418/ 71%

415/ 72%

3

115/17,6

118/19,3

102 /17%

123/  21%

97/ 17%

4

6/1+
2инв. (0,3)

6/1+
2 инв. (0,3)

7 / 1,2%
(из них 5 детей-инвалидов)

13/ 2%

4/ 0,7%

Всего

653

610

601

590

576

1 – здоровые дети
2 – незначительные отклонения в состоянии здоровья
3 – хронические заболевания
4 – значительные отклонения в состоянии здоровья, в т.ч. дети-инвалиды.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
В школе работают оснащенные спортивные залы (2), имеется спортивная площадка, оборудованные  необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.


Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Традиционные дела

Кружки и секции

Общешкольные проекты

Реализация на уроках физкультуры программы «Здоровая осанка» (профилакти-ка плоскосто-
пия и сколиоза)

Курс «Физическая культура»  способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни.
На уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз и рук.
Динамические перемены
Диспансеризация

                   
Дни Здоровья

Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья»

Спортивный праздник «Приз первоклассника»

«Весёлые старты»
по параллелям,органи-
зованные учителем физкультуры,роди-
телями,классными руководителями.

Праздники здоровья на природе

 

Спецгруппа

Тэквондо

Спортивные игры

Танцевальный коллектив «Мозаика»

Участие детей и учителей, родителей в ежегодном забеге

«Лыжня России»

«Женская десятка»

 Участие детей в районных мероприятиях:
«Весёлые старты»,
«К старту готов»
«Игры народов мира»

Бассейн

Спортивный
праздник,посвящённый рождению              школы.
Первенство школы по шахматам

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В системе дополнительного образованию занимаются свыше 70% учащихся школы.
Дополнительное образование  состоит из 3-х блоков:

    1. кружки, развивающие личность ребенка;
    2. студии;
    3. спортивные секции.

  Таблица 4: Программы секционной и кружковой работы

Название кружка

Возраст уч-ся
(класс)

Ф.И.О. педагога

Нагрузка

Часы работы

День недели

1

Хоровой кружок

1-5

Какунец Т.Г.

2 часа

14.00-15.00

Четверг
суббота

2

Тхэквандо

1-4

Грозыкин Н.Н.

9 часов

16.00-18.30

Вторник
Четверг
Суббота

3

Спортивные
игры

1-4

Тюрин А.Г.

4 часа

15.00-17.0
15.00-17.00

Вторник
Четверг

4

Бисероплетение

1 -4

Шехватова Л.Л.

2 часа

14.30-16.30

Четверг

5.

 «Твой город»

2-4

Эфишева С.И.

3 часа

14.00-15.30
14.00-15.30

Понед.
Среда

6.

Флористика

1-4

Эфишева С.И.

3 часа

14.00-15.30
16.30-18.00

Четверг
Пятница

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ГОУ № 160


Наименование общественных организаций, учреждений, с которыми сотрудничает общеобразовательное учреждение

 

Формы сотрудничества

 

Периодичность контактов

  1.  

2

4

5

  1.  

ГДТЮ «Аничков дворец»

Фестивали, конкурсы, слеты, семинары

По плану работы

  1.  

Дом детского и юношеского творчества «На Ленской»

Конкурсы, викторины, праздники, интеллектуальные игры

По плану работы

  1.  

Кинотеатры, музеи, театры

Экскурсии, спектакли. фильмы

По плану работы

  1.  

Детская юношеская спортивная школа

Секции, соревнования, организация
Летнего отдыха

По плану работы

  1.  

Медицинское объединение: детская поликлиника № 9,   женская консультация №9 Красногвардейского района

Профилактические медицинские осмотры и сопровождение школьников

По плану работы

  1.  

Органы социальной защиты семьи и детства

Профилактические беседы для родителей, консультации

Ежегодно

  1.  

Правовые органы содействия школе ( отделение милиции № 22, РОВД; ГИБДД; ПДН; КДН)

Правовая неделя, классные часы, беседы с обучающимися

1 раз в месяц

  1.  

 Психолого – педагогический медико-социальный  Центр Красногвардейского района

Консультации, мониторинг

По мере необходимости

  1.  

Районный совет ветеранов

Смотр строя и песни, Уроки Мужества», акция «Подарок ветерану»

1  раз в четверть

  1.  

ЦТТ «Охта»

Детские встречи, конкурсы, дополнительное образование организация на базе нашей школы студии «Умелые ручки» преподавателями центра. Учащиеся  школы занимаются в кружках «Бисероплетение», «Флористика», «Модница»;

По графику работы

  1.  

Российский госудаственный университет им. А.И.Герцена

Повышение квалификации,  педагогическая   практика для студентов на базе школы;

В течение года

  1.  

СПбГУ (филологический факультет)

Педагогическая   практика для студентов на базе школы;

 

  1.  

ГОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»

мониторинг, консультации для учителей и родителей, встречи с родительской общественностью;

 

  1.  

ЦРБ им. Н.В.Гоголя

библиотечные уроки, конкурсы, выставки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz