Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района

Санкт-Петербург

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

№160

 

Проект «Игрушка – это серьёзно!»

 

Усенко Елена Валентиновна,
учитель начальных классов ГОУ СОШ № 160

 

"Есть достаточные основания утверждать,
                                               что в школе много времени уделяется
          внешней "дисциплине", отметкам и наградам,
переводу из класса в класс или отставанию,
чтобы его (внимания) не осталось
на действительно трудное дело –
создание жизненных ситуаций,
в которых  значение фактов , идей,
принципов и проблем только
и может быть действительно осознанно".
Джон Дьюи  (1859-1952)

 

Презентация Проект Игрушка-это серьёзно!



Я полностью согласна с этим утверждением и по прошествии многих лет педагогической работы понимаю, что слишком мало  внимания мы уделяем реальной жизни школьника, углубляясь  в сложности наук. Некогда увидеть и услышать, чем же богат ребёнок, что он любит, какие детские воспоминания греют его душу…
…3 класс. Урок.
На партах строгие стопочки учебников и тетрадей.
Какие игрушки?? Уже не до них! Идут занятия!!
И всё-таки в школе должно быть место умной игре  и творческому веселью!
Я предлагаю Вашему вниманию разработку проекта
«Игрушка-это серьёзно!».
Мы с ребятами прошли эти этапы, получили богатый опыт интересной работы и, конечно, испытали  радость и удовольствие от яркого совместного творчества!
Теоретическая часть.
Возможность применения проектного метода в начальной школе не требует доказательств. Необходимость формирования общеучебных умений и навыков у младших школьников закреплена во всех нормативных документах. И метод проектов - хороший инструмент для их формирования.
В процессе проектной деятельности, по мнению Сергеева И.С., формируются следующие общеучебные умения и навыки:  [ 1 ]
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
По определению Н.Ю.Пахомовой :
 «Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации»  [2]
Структурные особенности проекта  [3-4]
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
1.Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2.Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
3.Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4.Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5.Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6.Защита проектов, оппонирование.
7.Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы
Практический опыт
Проект «Игрушка-это серьёзно!»
Данная тема была выбрана, потому что память детства - это великая сила, которая помогает нам сохранять свой духовный мир, залечивать многие душевные раны, двигаться вперёд. И если ребёнок способен беречь игрушки и с благодарностью относиться к друзьям детства, то тем больше шансов у педагогов найти контакт с таким эмоционально благополучным человеком, развить в нём добрые ростки общечеловеческих ценностей.
Опираясь на народное творчество, на его высочайшую гуманность, вовлекая детей в интересное и многоплановое путешествие по миру игрушек, учитель помогает эмоциональному и интеллектуальному росту ребёнка.
Проект решает важнейшие коммуникативные задачи, способствует сплочению коллектива при достижении общих целей. Такой опыт очень важен для каждого человека.
Типологические признаки данного проекта:
1) Доминирующая в проекте деятельность: творческая, ролево-игровая
2) Предметно-содержательная область:  метапредметный проект
3) Характер контактов : среди участников одной школы, класса
4) Количество и возраст  участников проекта: все  учащиеся 3 класса+5-6 человек из средней школы
5)Продолжительность проекта: 3 месяца
6)Эксперты внешней оценки:
- сверстники;
- родители;
- учителя и администрация;
Для структуры  ролевых и игровых проектов характерно:

Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.
Цели и задачи проекта:
1.Познакомить учащихся с историей создания игрушек на Руси по традиционным технологиям народных промыслов;
2.Формировать  важнейшие универсальные учебные действия (УУД)
(коммуникативные,поисковые,рефлексивные,оценочные,презентационные)в процессе работы над проектом;
3.Создать ситуацию погружения и освоения профессии экскурсовода, научного сотрудника, художника- оформителя музея и других работников;
4.Создать условия для сплочения детского и родительского коллектива в процессе совместной творческо-поисковой, организационной деятельности в процессе   создания  Музея игрушки в своём классе;
5.Предоставить учащимся возможность творческой  самореализации в ходе
индивидуального маршрута подготовки проекта
6.Расширять  образовательное пространство в процессе создания собственных экскурсий, используя  музейные ресурсы СПб и интернет-ресурсы
7.Воспитывать эмоционально богатых, нравственно зрелых граждан своей страны
Основные этапы реализации проекта

 

Основные этапы проекта

 

Краткое содержание
этапа

 

Виды деятельности
учащихся

 

Среда осуществления этапа

1.
Выдвижение проблемы

 

а) Определение темы и
целей проекта, его
стартового положения

-Составление вопросов по содержанию раздела «История народных промыслов»
-Изучение истории создания различных народных игрушек

Литературное          чтение
(Тема «Устное народное творчество»1 четверть) [5]
+внеклассная деятельность

2.
Мотивационно-целевой этап

а) Формирование мотивации к выполнению проекта
б) обмен мнениями, определение общего направления работы.

-Сочинение-рассуждение «Для чего нужны игрушки?»

Русский язык
(Развитие речи)
[6]

3.
Этап коллективного планирования

1)Выбор формы организации работы (групповая,
индивидуальная)
2) Определение источников необходимой информации
б) Определение способов сбора и переработки поступающей информации
в) Определение способа представления результатов (формы итога проекта- создание Музея игрушки в классе)

д) Распределение обязанностей между членами рабочей группы

-Распределение по командам(4-5 чел)
-жеребьёвка-выбор исторических объектов
(Гжель,
Хохлома, Дымково…)

-выбор названия;
-выбор командира;
-обсуждение вариантов источников информации
(Интернет,
литература, музеи СПб)

-распределение поручений
(экскурсоводы-2 чел.,
историки-2 чел.,
оформители-2 чел.)
-назначение времени сбора команды для промежуточного обсуждения

Внеклассная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

4.
А)Поисково-накопительный этап

а) Сбор и анализ информации в форме  наблюдения за работой экскурсовода,
других сотрудников музея

-Посещение Санкт-Петербургского Музея Игрушки
(наб. реки Карповки)
-Наблюдение за работой экскурсовода
-Наблюдение за способами оформления витрин и размещения экспонатов
-Изучение правил поведения в музее

Экскурсионная деятельность
Музей Игрушки
(наб. реки Карповки)

 

 

Занятие Школы этикета

Б)
Поисково-накопительный этап

а) Сбор и уточнение информации (письменная форма)
б) Выявление и обсуждение проблем, возникших в ходе выполнения проекта
в) дополнение ресурсов экскурсионного материала

-Сочинение-описание
«Моя любимая игрушка»
-Сбор экспонатов для музея
(игрушки,
фотографии, рисунки)

Русский язык
(Развитие речи) 
[6]
Внеклассная  деятельность

В)
Художественно-оформительский этап

 А) Накопление художественного
материала  по
выбранной теме
б) обсуждении собранного материала;
в) Обсуждение вариативности оформления витрин

Рисование :
-дымковской
- филимоновской     игрушки
-матрёшек
-Изготовление визиток и элементов оформления витрин

ИЗО [7]
Труд

Г)
Поисково-накопительный

а) Сбор и уточнение информации о музеях мира, представленной в форме презентации учащимися средней школы

-Встреча с учащимися 6-б класса
-Просмотр подготовленной презентации
«Музеи игрушки мира»
-Викторина по теме

Внеурочная деятельность совместная с учащимися средней школы

5.
Реализация проекта

а) Анализ информации

б) Формулирование выводов
в) Выбор оптимального варианта выполнения проекта
г) Оформление проекта
д) Установление процедур и критериев оценки результатов

-Составление командой экскурсии на основе полученной  комплексной информации
(сочинения, доклады, рисунки, фото…)
-Оформление витрин
-Создание «Оценочного листа»

Внеурочная деятельность
ИЗО
Труд

6.
Защита проекта

Представление
проекта в виде собственного « Музея игрушки 3-б класса»

Проведение экскурсии:
-внутри класса;
-для соседних классов;
-для родителей и администрации школы;

Внеурочная деятельность

7.
Подведение итогов.
Рефлексия

а)Коллективный
анализ и оценка
б)Подготовка отчета о ходе выполнения проекта (возможные формы отчета: устный отчет, письменный отчет, мнения экспертов)
б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов

-Обсуждение проведённых мероприятий;
-запись в
«Книге отзывов и предложений»
-Награждение всех участников проекта
-Выводы на основе обсуждения работы команд

Внеурочная деятельность

 

Заключение
Проект «Игрушка-это серьёзно!» позволил ребятам моего класса реализовать свои яркие фантазии, поделиться со сверстниками, родителями, учителями радостью созидательного интересного дела. Отзывы посетителей  «Музея игрушки 3-бкласса», участников проекта говорят о положительной оценке нашего многодневного труда.
Смею надеяться, что опыт, приобретённый ребятами в ходе работы над проектом,  пригодится им в дальнейшей  жизни, поможет  развитию творческого, активного коллектива единомышленников.

Приложение 1. Билеты в музей

Приложение 2. Задания для команд

Приложение 3. Оценочный лист участника проекта

Приложение 4. Правила поведения в музее

Приложение 5. История промыслов

Приложение 6. Стихи о народных промылсах


Используемые  источники:
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005
3.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред. Полат Е.С. “Новые педагогические и информационные технологии” – М.: Издательский центр “Академия”, 2000
4.Материалы статьи д.п.н., проф. Полат Е.С., ИОСО РАО «К истории вопроса»
5. Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г, Голованова М.В.«Родная речь» -М.,«Просвещение», 2007
6. .Щёголева Г.С.«Моя письменная речь» - СПб, «Специальная литература», 2008
7. Шпикалова Т.Я.  «Изобразительное искусство» - М.,«Просвещение»,2006
8. http://festival.1september.ru/articles/501897/

 

Hosted by uCoz