Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района

Санкт-Петербург

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

№160

 

Урок литературного чтения

 

Учитель начальных классов СОШ №160
                                                                                            Виноградова Елена Борисовна


Тема урока: К.И.Чуковский «Путаница»


Цели урока:
1. Ознакомить детей с биографией и творчеством К.И.Чуковского;
2. Повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (ритма);
3. Развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание;
Оборудование: презентация к уроку, выставка книг.

 

Презентация к уроку

 


ХОД УРОКА

№ слайда

  1. Организационный момент. 
  2. Постановка цели урока.

-Сегодня мы будем читать стихи замечательного детского поэта. Вы знакомы с ним с самого детства, его стихи и сказки читали вам, когда вам было два-три года. Фамилию я называть не буду – вы должны вспомнить ее сами.
      3.  Изучение нового материала.
В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья- в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей страны.
Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек  уже работал в своем саду, зимой расчищая дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом копаясь в огороде или в цветнике перед домом. В шесть часов он уже сидел у себя дома  в комнате  наверху, у большого окна, за широким столом и писал. Поработав несколько часов, он отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда он даже пускался   наперегонки  с малышами,  которых  встречал во  время   прогулки.
Этим маленьким его друзьям «от двух до  пяти» он казался  великаном, настоящим добрым волшебником из сказки - громадный, громогласный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот почему с давних пор дети с великой  нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем «Чукоша».
- Кто догадался  о каком великом детском писателе идет   речь ? (О Корнее Ивановиче Чуковском)
-  Но это литературный  псевдоним писателя. А настоящая фамилия, имя и отчество Чуковского
Николай Васильевич Корнейчуков.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Корней Чуковский  писал стихи и сказки. Стихи  Чуковского  легко   запоминаются детьми, «сами лезут с языка»,  как говорят  малыши .  Например:
У  меня     зазвонил  телефон
--Кто  говорит ?
---Слон.
--Откуда ?
--От верблюда.
--Что вам надо ?
---Шоколада.
--Для кого ?
--Для сына моего.
Ну, а кто  не знает  его  сказок!  Даже  взрослые  люди,  теперь  сами  уже  отцы и матери,  а некоторые даже бабушки  и дедушки, помнят с детства звонкие строчки:
Одеяло
Убежало,
Улетела   простыня,
И  подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
- Давайте прочитаем, что пишет о Корнее Ивановиче его внук.
 Чтение рассказа из учебника.
- Понравилось?
- Что запомнилось?
- Каким, по-вашему, был Корней Иванович по характеру? 

  1. Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ,                           Повернись вокруг себя.
Мы руками хлоп-хлоп!                      Раз - присели, два - привстали.
Мы глазами миг-миг,                         Руки кверху все подняли.
Мы плечами чик-чик!                        Раз-два, раз-два,
Раз - сюда, два - туда,                        Заниматься нам пора!

  1. Продолжение изучения нового материала.

А  сегодня  мы    с вами  познакомимся с еще одним произведением дедушки Корнея “Путаница”.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?
- Как вы думаете, а это произведение веселое или грустное?
(Может быть веселое – все перепутано, а может быть грустное - может произойти что-нибудь плохое.)
- Помните строки «Вдруг из-под собаки лают ворота»? Какой это жанр устного народного творчества? (Небылицы).
- Как вы понимаете слово “небылица”?
- Давайте посмотрим значение этого слова  в словаре Ожегова.
- Сегодня мы прочитаем небылицы авторские. Что это значит? (Их написал один человек).
6. Чтение сказки учителем.
- Какое настроение создает поэт своим произведением?
- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?
(Сказка – звери говорят; стихотворение – ритм, рифма, небылица – такого не бывает.)
- А сейчас мы будем читать это произведение.
Чтение сказки учащимися.
7. Словарная работа.
- При чтении отмечайте карандашом непонятные для вас слова.
(Чтение цепочкой по четверостишьям, жужжащее чтение и чтение глазами).
- Какие слова непонятные встретились в тексте?
- А как вы понимаете, что означает это слово?
- На доске я написала значение этого слова (читает учитель).
Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.
Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном.
Ушат – небольшая кадка с ушами.
8. Закрепление.
- Чтение учащимися произведения по отрывкам – четверостишиям, с целью отработки выразительного чтения, обращать внимание на знаки препинания. (Каким голосом)
- Какой знак препинания стоит в конце предложения? (Восклицательный)
- Как надо произнести данное предложение? (Повысить голос, воскликнуть)
 - Что случилось с героями сказки? (Закапризничали, стали говорить не своими голосами)
- Почему им надоело говорить своими голосами? (Баловаться хотели)
- Что говорил им зайка? Зачитайте.
- К чему привела шалость? Зачитайте.
- Ребята, можно ли баловаться спичками?
К чему это может привести?
Чтение сказки по ролям.
Назовите действующих лиц в произведении? (Автор, котята, утята, свинки, курочки, воробышек, медведь, кукушка, заинька)
Чтение учащимися отрывка.
- Понравилось выступление наших ребят?
Вопросы по прочитанному:
- Расскажите, как звери восприняли пожар? Испугались ли они?
(Испугались, стали тушить пожар)
- Смогли бы звери потушить пожар в море? Почему?
(Пирогами да блинами море не потушишь, да и море горит)
- Кто потушил море? Прочитайте.
- Почему ей удалось затушить?  (Крыльями помахала)
- Как вы думаете, какими словами можно закончить сказку? 

  1. Итог урока.

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
- Кто автор этого произведения?
- Что вы узнали нового о К.И.Чуковском?
- Какое настроение у вас после этого урока?
Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, радоваться.
- На нашей выставке  вы видите книги К. Чуковского, которые есть в нашей школьной библиотеке. На переменке вы можете посмотреть эти книги, а для того, чтобы взять домой их почитать,  вам надо будет обратиться к библиотекарям.
-  Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
- Д\З: выразительное чтение произведений.
Спасибо за урок!

 

Слайд №1

 

 

Слайд №2

 

Слайд №3

 

 

Слайд № 4

 

Слайд №5

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №7

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №11

 

 

Слайд №12

 

 

Слайд №13

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz