Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района

Санкт-Петербург

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

№160

 

УРОК ИСТОРИИ в 7 классе

 

Тема: «Век просвещения. Стремление к царству разума»

Учитель: Хорькова В. Н.

План урока:

    1. Просветители XVIII века – наследники гуманистов эпохи Возрождения.

    2. Вольтер об устройстве общества.

    3. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей.

    4. Ж.-Ж. Руссо: «Не допускайте ни богачей, ни нищих».

    5. Энциклопедисты против старого порядка

    6. Новые экономические учения. А.Смит и Ж.Тюрго.

    7. Значение идей просвещения

 

Цели и задачи урока:

 

Основные понятия и термины: Эпоха Просвещения, разделение властей.

 

Примечание: за урок до этого шестерым учащимся даётся опрережающее задание – доклады о просветителях.

 

Вступление.

Небольшая повторительная беседа. Вопросы для обсуждения:

 

Вывод: для Эпохи Возрождения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее, творчески одарённое существо. Великий поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» писал, обращаясь к современникам:

…Подумайте о том, чьи вы сыны!

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и знанью рождены!

В стремлении усовершенствовать человеческое общество гуманисты возлагали большие надежды на образование и воспитание. Мишель Монтень, живший во Франции и бывший современником чудовищных войн между католиками и протестантами, писал: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принёс, но не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни».

Идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы, искусства. На их основе развилось Просвещение – идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения традиционного общества и формирования общества доиндустриального. Хронологические рамки этой эпохи – столетие от конца XVII века и до начала XIX века.

Просветители, о которых сегодня пойдёт речь, принадлежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители торгово-промышленных кругов. Этих очень разных людей объединяли общие цели и идеалы: свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость. Просветителей можно назвать «вольнодумцами», т.к. их отличало критическое отношение к авторитетам и учениям всякого рода. Мыслители эпохи Просвещения пользовались известностью как писатели, публицисты, политические деятели, университетские преподаватели. Зачастую они спорили друг с другом. Но именно в спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сегодня: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о разделении властей и правовом государстве.

Затем с докладами об учениях Вольтера, Монтескье, Руссо, об энциклопедистах, экономических учениях Адама Смита и Жана Тюрго выступают докладчики (6 сообщений по 3-4 минуты).

Перед началом сообщений учащиеся получают задание: слушая доклады выступающих, заполнить первые две графы таблицы «Идеи французских просветителей» (третья графа заполняется на следующем уроке). Составление такой таблицы позволит активизировать деятельность учащихся на уроке и создать опорные записи в тетради.

Дома необходимо скорректировать записи с текстом учебника, внести необходимые исправления.

Проверка таблицы осуществляется на следующем уроке.

 

Hosted by uCoz