Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербург |
|
СРЕДНЯЯ ШКОЛА№160 |
Урок литературного чтения
Учитель начальных классов СОШ №160
Виноградова Елена Борисовна
Тема урока: К.И.Чуковский «Путаница»
Цели урока:
1. Ознакомить детей с биографией и творчеством К.И.Чуковского;
2. Повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (ритма);
3. Развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание;
Оборудование: презентация к уроку, выставка книг.
ХОД УРОКА№ слайда
- Организационный момент.
- Постановка цели урока.
-Сегодня мы будем читать стихи замечательного детского поэта. Вы знакомы с ним с самого детства, его стихи и сказки читали вам, когда вам было два-три года. Фамилию я называть не буду – вы должны вспомнить ее сами.
3. Изучение нового материала.
В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья- в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей страны.
Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своем саду, зимой расчищая дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом копаясь в огороде или в цветнике перед домом. В шесть часов он уже сидел у себя дома в комнате наверху, у большого окна, за широким столом и писал. Поработав несколько часов, он отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.
Этим маленьким его друзьям «от двух до пяти» он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки - громадный, громогласный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем «Чукоша».
- Кто догадался о каком великом детском писателе идет речь ? (О Корнее Ивановиче Чуковском)
- Но это литературный псевдоним писателя. А настоящая фамилия, имя и отчество Чуковского
Николай Васильевич Корнейчуков.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Корней Чуковский писал стихи и сказки. Стихи Чуковского легко запоминаются детьми, «сами лезут с языка», как говорят малыши . Например:
У меня зазвонил телефон
--Кто говорит ?
---Слон.
--Откуда ?
--От верблюда.
--Что вам надо ?
---Шоколада.
--Для кого ?
--Для сына моего.
Ну, а кто не знает его сказок! Даже взрослые люди, теперь сами уже отцы и матери, а некоторые даже бабушки и дедушки, помнят с детства звонкие строчки:
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
- Давайте прочитаем, что пишет о Корнее Ивановиче его внук.
Чтение рассказа из учебника.
- Понравилось?
- Что запомнилось?
- Каким, по-вашему, был Корней Иванович по характеру?
- Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ, Повернись вокруг себя.
Мы руками хлоп-хлоп! Раз - присели, два - привстали.
Мы глазами миг-миг, Руки кверху все подняли.
Мы плечами чик-чик! Раз-два, раз-два,
Раз - сюда, два - туда, Заниматься нам пора!
- Продолжение изучения нового материала.
А сегодня мы с вами познакомимся с еще одним произведением дедушки Корнея “Путаница”.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?
- Как вы думаете, а это произведение веселое или грустное?
(Может быть веселое – все перепутано, а может быть грустное - может произойти что-нибудь плохое.)
- Помните строки «Вдруг из-под собаки лают ворота»? Какой это жанр устного народного творчества? (Небылицы).
- Как вы понимаете слово “небылица”?
- Давайте посмотрим значение этого слова в словаре Ожегова.
- Сегодня мы прочитаем небылицы авторские. Что это значит? (Их написал один человек).
6. Чтение сказки учителем.
- Какое настроение создает поэт своим произведением?
- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?
(Сказка – звери говорят; стихотворение – ритм, рифма, небылица – такого не бывает.)
- А сейчас мы будем читать это произведение.
Чтение сказки учащимися.
7. Словарная работа.
- При чтении отмечайте карандашом непонятные для вас слова.
(Чтение цепочкой по четверостишьям, жужжащее чтение и чтение глазами).
- Какие слова непонятные встретились в тексте?
- А как вы понимаете, что означает это слово?
- На доске я написала значение этого слова (читает учитель).
Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.
Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном.
Ушат – небольшая кадка с ушами.
8. Закрепление.
- Чтение учащимися произведения по отрывкам – четверостишиям, с целью отработки выразительного чтения, обращать внимание на знаки препинания. (Каким голосом)
- Какой знак препинания стоит в конце предложения? (Восклицательный)
- Как надо произнести данное предложение? (Повысить голос, воскликнуть)
- Что случилось с героями сказки? (Закапризничали, стали говорить не своими голосами)
- Почему им надоело говорить своими голосами? (Баловаться хотели)
- Что говорил им зайка? Зачитайте.
- К чему привела шалость? Зачитайте.
- Ребята, можно ли баловаться спичками?
К чему это может привести?
Чтение сказки по ролям.
Назовите действующих лиц в произведении? (Автор, котята, утята, свинки, курочки, воробышек, медведь, кукушка, заинька)
Чтение учащимися отрывка.
- Понравилось выступление наших ребят?
Вопросы по прочитанному:
- Расскажите, как звери восприняли пожар? Испугались ли они?
(Испугались, стали тушить пожар)
- Смогли бы звери потушить пожар в море? Почему?
(Пирогами да блинами море не потушишь, да и море горит)
- Кто потушил море? Прочитайте.
- Почему ей удалось затушить? (Крыльями помахала)
- Как вы думаете, какими словами можно закончить сказку?
- Итог урока.
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
- Кто автор этого произведения?
- Что вы узнали нового о К.И.Чуковском?
- Какое настроение у вас после этого урока?
Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, радоваться.
- На нашей выставке вы видите книги К. Чуковского, которые есть в нашей школьной библиотеке. На переменке вы можете посмотреть эти книги, а для того, чтобы взять домой их почитать, вам надо будет обратиться к библиотекарям.
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
- Д\З: выразительное чтение произведений.
Спасибо за урок!
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд № 4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13