Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербург |
|
СРЕДНЯЯ ШКОЛА№160 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО И АНИМИРОВАННЫХ ФРАГМЕНТОВ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
выступление на семинаре "Использование компьютерных технологий на уроках" для преподавателей ВСППУ(к)№2
(январь 2006г.)
учитель истории
Алексеева Светлана Алексеевна
В современной учебной деятельности учитель имеет массу возможностей для разнообразия. Одним из приёмов на уроках является использование компьютерных технологий. На разных предметах использование компьютера будет различным, я остановлюсь на некоторых приёмах использования видеофрагментов и компьютерной анимации на уроках истории.
В настоящее время учитель истории имеет достаточно большой выбор документальных, художественных фильмов и видеоэнциклопедий на различные исторические сюжеты. Самым сложным в использовании этих фильмов на уроках является отбор материала.
Во-первых, разнообразие преимущественно относится лишь к сюжетам ХХ века, тогда как другие исторические эпохи остаются «за кадром» видеопроизводства.
Во-вторых, каждый создатель фильма предлагает своё видение проблемы, зачастую представляя это видение истиной в конечной инстанции (Л. Парфёнов «История Российской империи»), а нельзя забывать о том, что ничего окончательно установленного в истории (и особенно в истории ХХ века!) нет.
В-третьих, если учитель, подбирающий материал, не видел фильма (например, по TV ), то он неизбежно рискует просто «выбросить» свои деньги.
Тем не менее, все эти трудности не должны останавливать.
В своём выступлении я приведу несколько примеров использования таких материалов на уроках истории в средней школе.
Итак, видеоматериалы можно использовать на всех этапах изучения темы: знакомство с темой, закрепление, повторение. Конечно, использование того или иного видеофрагмента на разных этапах изучения материала будет ставить пере собой различные цели. Это необходимо учитывать при подборке вопросов и заданий к фрагментам.
Я приведу некоторые примеры, которые наглядно докажут сказанное. Это лишь малая часть, но, думаю, она проиллюстрирует данное направление деятельности учителя.
1. Изучение новой темы. Видеофрагмент используется в качестве дополнительной информации.
9 класс. Новейшая история (учебник Алексашкиной Л.Н.) тема: «Международные отношения в 1920-1930-х гг.»
Раздел урока: Подписание пакта Молотова-Риббентропа.
Сначала проводится работа с учебником (стр. 119).
Вопрос: Почему СССР пошёл на подписание этого договора?
После прочтения части параграфа и ответа на этот вопрос классом, учитель предлагает посмотреть видеофрагмент: фильм «Кремль-9. Молотов: Школа выживания» (фрагмент №8 на DVD ). Перед просмотром задаётся тот же вопрос, после просмотра проводится обобщение.
2. Изучение новой темы. Используется анимированная карта ( CD «Энциклопедия История России 862-1917гг.») для «объяснения» нового материала.
8 класс. История России (учебник Данилов-Косулина), тема: «Отечественная война 1812г.»
После сообщения тему урока учащимся раздаются таблицы, с которыми они будут работать в течение всего урока.
Почему война России с Францией была неизбежной?
|
|
На каких направлениях стояли части русской армии?
|
|
Когда началась Отечественная война?
|
|
Оправданным ли был приказ М.Б. Барклая де Толли об отступлении армии в первые месяцы войны? |
|
Когда произошло Смоленское сражение?
|
|
Почему Смоленское сражение не стало генеральным (почему русские войска оставили город)? |
|
Когда главнокомандующим войсками был назначен М.И. Кутузов? |
|
Почему Александр I не хотел утверждать Кутузова главнокомандующим? |
|
Чем важно было сражение при Шевардине непосредственно перед Бородинской битвой? |
|
Когда произошло Бородинское сражение?
|
|
Почему Бородинскую битву часто называют «пирровой победой»? |
|
Где состоялся военный совет, на котором было принято решение оставить Москву? |
|
Почему развернулось партизанское движение?
|
|
Кто руководил партизанским движением?
|
|
Какую роль играло партизанское движение в ходе войны?
|
|
Для чего русские войска, совершив маневр, встали именно в Тарутино? |
|
Какое сражение завершило разгром армии Наполеона?
|
|
Когда произошло последнее сражение Отечественной войны? |
|
Чем можно объяснить поражение Наполеона?
|
|
Учащимся предлагается прочитать вопросы. На первый вопрос отвечают сразу, записывают во вторую графу.
После этого учитель показывает видеофрагмент (анимированная карта военных действий 1812 года).
Задание: по ходу просмотра отвечать на вопросы.
После просмотра даётся время, чтобы записать ответы.
Обсуждение, запись в таблицу.
Завершается работа работой с учеником – поиск в параграфе ответов на вопросы, на которые не дал ответов фильм.
3. Закрепление материала. Видеофрагмент используется в качестве первоисточника.
9 класс. Новейшая история. Тема: Тоталитаризм и культура
Раздел урока: часть урока, посвящённая киноискусству.
Используется фрагмент фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли» (завершающий фрагмент фильма – речь А. Гитлера). Перед просмотром проводится беседа о положении искусства в тоталитарном обществе, небольшое сообщение о Л. Рифеншталь и фильме «Триумф воли». Перед просмотром раздаются карточки с вопросами, на которые нужно ответить после просмотра фрагмента:
Как киноискусство использовалось для достижения нацистских целей (распространение нацизма и пр.)?
Каким образом (при помощи чего) Гитлер воздействовал на аудиторию?
На какую аудиторию (на какой контингент граждан) можно воздействовать таким образом?
Что в речи Гитлера указывает на идеологию угнетения и уничтожения личности человека?
Как можно охарактеризовать тех, кто находится в зале и слушает Гитлера?
В чём Гитлер, к сожалению, не ошибся?
После просмотра – запись ответов и обсуждение.
4. Обобщение материала. Видеофрагмент используется в качестве дополнительного (в большей степени эмоционального) материала.
9 класс. Новейшая история. Тема: Вторая мировая война. Преступления против человечества.
Видеофрагменты используются на завершающем этапе урока.
Перед просмотром двух видеофрагментов: 1) д/ф. «Дикий Восток», фр. 2-3 на DVD , 2) д/ф «Дорога в Треблинку», фр. 9-11 на DVD ; даётся задание:
Задайте 3-4 риторических вопроса на тему сюжетов.
Сделало ли человечество выводы из геноцида во время Второй мировой войны. Ответ обоснуйте. Если – нет, то сделает ли в будущем? Ответ обоснуйте.
На уроке обсуждается лишь первое задание, второе задание остаётся для доработки дома и обсуждается на следующем уроке.
5. Изучение нового материала. Используется анимированная карта ( CD «Энциклопедия История России 862-1917гг.») для «объяснения» нового материала.
6 класс. История России (уч. Данилов-Косулина). Тема: «Александр Невский»
Раздел урока: Ледовое побоище.
Перед просмотром задаётся вопрос: благодаря чему Александр Невский сумел одержать победу?
После этого учитель показывает видеофрагмент (анимированная карта битвы на Чудском озере 5.04.1242г.).
Обсуждение.
Примечание: по новой программе данный фрагмент можно использовать в 10 классе в теме «Русь между Востоком и Западом», естественно добавив заданий к фрагменту.
Таков краткий обзор возможного использования видеоматериалов на уроках истории.
Необходимо отметить также, что, если учитель имеет возможность проводить уроки в компьютерном классе, то можно использовать и интерактивные учебные пособия, которые сейчас подготовлены для 5 класса (Древний мир) и для 9-го (История России ХХ век), помимо специальных приложений к учебникам, есть интерактивные пособия по разным темам (например, «Мировая художественная культура»).
Успех в данном виде деятельности зависит от желания учителя, возможностей школы и массы затраченного на подготовку урока времени.