Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербург |
|
СРЕДНЯЯ ШКОЛА№160 |
ПОРТФОЛИО
Портфель индивидуальных образовательных достижений учащихся. Структура и типы портфолио. Работа с портфолио на разных этапах образовательного процесса.
выступление на семинаре для директоров и завучей школ
"Современные технологии оценки деятельности учащихся в ОУ"
(ноябрь 2005г.)
учитель английского языка
Ольга Александровна Ротаренко
Последнее время большое внимание уделяется поискам новых форм проверки и оценивания достижений учащихся и уровня их подготовленности. Очевидно, что стандартная процедура экзамена, как и различные формы тестирования, не всегда могут определить уровень сформированности навыков и умений учащегося, необходимых ему для дальнейшего образования и жизни. И, конечно, трудно по результатам тестирования судить о его индивидуальных особенностях, склонностях и одарённости. Следовательно, надо использовать такие формы итоговой или промежуточной аттестации, которые бы позволили представить более развёрнутую и точную картину достижений ученика. Создание индивидуального портфеля образовательных достижений учащегося и призвано решить эту задачу – представить автора портфолио, показать его достижения в заявленной области, отмечая его индивидуальные особенности, склонности и дарования. Традиционный портфолио представляет собой коллекцию работ и официальных документов, целью которой является демонстрация достижений учащегося.
Портфолио позволяет:
Портфолио может включать в себя:
Результаты проведения итоговых и контрольных работ или сами работы;
Результаты групповых работ;
Письменные творческие работы;
Домашние работы;
Аудио- и видеоматериалы;
Грамоты, справки, сертификаты и другие знаки определения достижений учащегося.
Как правило, традиционный портфолио включает следующие разделы:
Автопортрет (т.е. представление себя);
Информационные ресурсы (материалы, используемые автором для создания портфолио);
Рабочие материалы (созданные самим автором);
Достижения (работы, которые по мнению автора демонстрируют его успехи, а также пояснения, почему именно эти работы им отобраны).
Таким образом, портфолио не только представляет своего автора и его достижения, а должен сам помочь в выборе дальнейшего направления в развития способностей и образовании.
Сегодня в мире существует опыт использования формы портфолио в различных сферах. В сфере образования эта форма используется как для оценивания достижений учащегося, так и для усовершенствования и индивидуализации процесса обучения. В России с 1998 года проходит апробация проекта «Языковой портфель России». В ходе проекта создан «Европейский языковой портфель России», который позволяет проанализировать, определить и показать уровень владения иностранными языками, а также сопоставить его с европейскими нормами оценки. Система определения собственного уровня владения иностранным языком, представленная здесь, иллюстрирует ещё одно достоинство портфолио как формы работы – развитие умения самооценивания у учащихся. В некоторых странах различные модели портфолио используются для выпускных проектов учащихся. Работа над выбранной темой ведётся в течение определённого времени, собирается материал, создаются творческие работы, ведётся исследовательская и аналитическая деятельность. Итоговый продукт оформляется в виде портфолио, который включает все материалы по разработке проекта и личные комментарии, отзывы автора проекта о процессе работы, свои впечатления. Презентация портфолио, проходит перед Проектным комитетом. Выпускник имеет возможность ответить на вопросы, пояснить и отстоять свои взгляды, продемонстрировав в ходе дискуссии свои коммуникативные навыки. Эта форма требует создания целой системы для подготовки, осуществления, защиты и оценивания проектов, но позволяет продемонстрировать разнообразные практические навыки учащихся и уровень владения материалом.
В нашей образовательной системе предполагается использовать портфель индивидуальных образовательных достижений учащихся в ходе предпрофильной подготовки как один из способов создания единых условий при поступлении в 10-е классы образовательных учреждений.
Данный портфель включает в себя материалы по трём разделам:
Материалы для портфолио отбираются учащимися. Заключительный раздел портфолио включает автобиографию автора портфолио, описание жизненных планов, резюме и другие виды самоанализа школьника. Эти материалы отражают личностный характер портфолио и позволяют узнать видение учащимися себя в мире.
Заключительный этап в работе с портфолио – это сводная итоговая ведомость, в которой выставляются баллы по двум первым разделам портфеля. Система оценивания разработана и прилагается к документу.
Конечно, для успешного освоения этой новой формы оценивания достижений учащихся нужно создать определённые условия, разработать систему работы над портфолио, представления и оценки. Но различные типы портфолио широко применяются на разных ступенях образования, а также потребуются сегодняшним школьникам в дальнейшей деятельности, поэтому задача школы познакомить учеников с этими видами работы.
Сбор материала по теме, оценка, творческая деятельность, презентация продукта исследовательской и творческой деятельности при изучении тех или иных дисциплин не является чем-то неизвестным. Многие учителя используют работу с различными типами портфолио на своих уроках и во внеурочной деятельности. Они дают возможность учащимся овладеть такими навыками, как планирование своей деятельности, оценка и самооценка достижений, анализ ошибок и недочётов, отстаивание своих позиций и т.д.
Существует несколько классификаций портфолио в зависимости от целей и задач их создания.
Сегодняшние ученики готовы к использованию этих форм, т.к. в ходе работы они становятся главными действующими лицами процесса.
Вот несколько примеров работы учащихся школы с использованием различных типов портфолио.
Проблемно-ориентированный портфолио или портфолио-проект был создан группами учащихся 5-х классов в процессе игры «Семь чудес света», проведённой классным руководителем. Ребята работали над проектом целую четверть, начав с расшифровки темы для работы в группе, пройдя интересный путь, собирая материал, выполняя задания, создавая творческие проекты и, наконец, представили каждый свой проект и полученные знания в итоговой командной игре.
Этапы работы:
Сбор материала
Распределение работы между членами группы
Обработка собранного материала
Оформление
Этапы работы:
Сбор материала по теме
Отражение своего отношения к теме
Представленные здесь примеры, а также те, которые есть и в опыте работы других учителей, наглядно показывают, что сегодня метод портфолио востребован и открывает широкие возможности для творческой деятельности и учеников, и их преподавателей. И очень важно, что использование этого вида работы позволяет вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для дальнейшего образования, самообразования и успешной деятельности.