Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербург |
|
СРЕДНЯЯ ШКОЛА№160 |
Тема: «Век просвещения. Стремление к царству разума»
Учитель: Хорькова В. Н.
План урока:
Просветители XVIII века – наследники гуманистов эпохи Возрождения.
Вольтер об устройстве общества.
Ш.-Л. Монтескье о разделении властей.
Ж.-Ж. Руссо: «Не допускайте ни богачей, ни нищих».
Энциклопедисты против старого порядка
Новые экономические учения. А.Смит и Ж.Тюрго.
Цели и задачи урока:
Дать знания об основных идеях просветителей, о предлагавшихся ими моделях общества.
Углубить представления о гражданском обществе и правовом государстве.
Закрепить смысл тезиса: «Источником власти является народ».
Научить объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества.
Научить планировать свою деятельность по подготовке доклада, сообщения.
Учить выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетради.
Основные понятия и термины: Эпоха Просвещения, разделение властей.
Примечание: за урок до этого шестерым учащимся даётся опрережающее задание – доклады о просветителях.
Вступление.
Небольшая повторительная беседа. Вопросы для обсуждения:
- Как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произошли в XV - XVI веках?
Подумайте, что составляет основные черты гуманистического мировоззрения?
Вывод: для Эпохи Возрождения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее, творчески одарённое существо. Великий поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» писал, обращаясь к современникам:
…Подумайте о том, чьи вы сыны!
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены!
В стремлении усовершенствовать человеческое общество гуманисты возлагали большие надежды на образование и воспитание. Мишель Монтень, живший во Франции и бывший современником чудовищных войн между католиками и протестантами, писал: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принёс, но не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни».
Идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы, искусства. На их основе развилось Просвещение – идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения традиционного общества и формирования общества доиндустриального. Хронологические рамки этой эпохи – столетие от конца XVII века и до начала XIX века.
Просветители, о которых сегодня пойдёт речь, принадлежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители торгово-промышленных кругов. Этих очень разных людей объединяли общие цели и идеалы: свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость. Просветителей можно назвать «вольнодумцами», т.к. их отличало критическое отношение к авторитетам и учениям всякого рода. Мыслители эпохи Просвещения пользовались известностью как писатели, публицисты, политические деятели, университетские преподаватели. Зачастую они спорили друг с другом. Но именно в спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сегодня: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о разделении властей и правовом государстве.
Затем с докладами об учениях Вольтера, Монтескье, Руссо, об энциклопедистах, экономических учениях Адама Смита и Жана Тюрго выступают докладчики (6 сообщений по 3-4 минуты).
Перед началом сообщений учащиеся получают задание: слушая доклады выступающих, заполнить первые две графы таблицы «Идеи французских просветителей» (третья графа заполняется на следующем уроке). Составление такой таблицы позволит активизировать деятельность учащихся на уроке и создать опорные записи в тетради.
Дома необходимо скорректировать записи с текстом учебника, внести необходимые исправления.
Проверка таблицы осуществляется на следующем уроке.