Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербург |
|
СРЕДНЯЯ ШКОЛА№160 |
ТЕМА: Внеклассное чтение. Закрепление раздела «Сказки». Волшебная сказка
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 часа
УЧИТЕЛЬ: Алексеева С.А.
Цель: Закрепить материал раздела.
Задачи:
Учить работать в группах,
Развивать устную речь учащихся,
Развивать воображение,
Воспитывать культуру общения.
Примечание: на уроке литературы, который проводится непосредственно перед данной темой, необходимо проговорить и обсудить схему создания волшебной сказки.
Оборудование:
для учащихся: лист бумаги, цв. карандаши, ручка, тетрадь по литературе.
для учителя: схемы создания волшебной сказки для раздачи.
1 час
Орг. момент.
Необходимо проверить наличие всего необходимого на парте каждого ученика.
Новый материал. Создание сказки.
Рисование героя. Учитель просит каждого ученика взять подготовленный лист бумаги и цветные карандаши и предлагает в течение следующих 10 минут придумать и нарисовать своего сказочного героя . /Желательно, чтобы это был придуманный герой, а не взятый из мультфильмов, к/ф и пр./ Также каждый ребёнок должен назвать своего героя /любое сказочное или придуманное имя/.
Повторение схемы создания волшебной сказки.
Создание своей волшебной сказки учащимися.
Образование групп учащихся /по 4-6 человек в зависимости от количества человек в классе/. Распределение по группам может быть любое /по дружбе, по партам, при помощи цветных полосок и пр./.
Принятие задания: создать небольшую волшебную сказку, которую на втором уроке можно будет рассказать классу в отведённое время /ок. 10 минут на каждую группу/.
Обсуждение в группах героев сказки /распределение «ролей»/.
Групповое сочинение своей волшебной сказки . /Каждой группе раздаются схемы создания волшебной сказки, на которые можно опираться./
Распределение ролей при рассказывании сказки.
Орг. момент.
2 час
Орг. момент. /Проверить наличие у каждого ученика рисунка его героя/
Новый материал. Рассказывание сказок.
Уточнение ролей внутри групп.
Рассказывание сказок группами /возможен один рассказчик и несколько иллюстраторов, также – рассказчик и прямые речи героев/ и иллюстрирование своих сказок /рисунки героев/. При слушании сказок остальные дети отмечают понравившиеся сказки или эпизоды.
Домашнее задание. Написать небольшой отзыв о понравившейся сказке или эпизоде, разобрав интересность и правильность /в теоретическом плане/.
Орг. момент.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема для создания волшебной сказки:
Выбор героев.
Зачин (вступительные слова, например: В некотором царстве, в некотором государстве… За семью морями, за семью долами… Как сказывал старец… Под славным великим городом… и др. ).
Знакомство с главным (положительным) героем ( Жил-был…, Собирался в дорогу…, и др. ), его описание и характеристика ( Невздрашный детинка, Иван-дурак, родненькая кровиночка, Королевич - ясные очи, и др. ). А также знакомство с его семьёй (если родственники имеются) и теми героями, которые должны появиться с самого начала.
К главному герою обращаются с запретом (кто-то из героев говорит о том, что главному герою что-то запрещено делать, иначе может случиться беда).
Главный герой нарушает запрет (случайно, по глупости или из любопытства).
Из-за нарушения запрета случается беда (исчезает кто-либо из семьи героя, пропадает всё имущество, близкий человек превращается во что-либо, или что-то ещё). Об этом узнаёт антигерой (отрицательный герой, наделённый волшебной силой) и «выходит на разведку» (пытается разузнать сведения о герое при помощи волшебной силы).
Антигерой пытается обмануть героя, чтобы герой не смог исправить свою ошибку и вернуть всё на свои места, герой поддаётся обману и тем невольно помогает врагу.
Герой покидает родной дом и отправляется на поиски антигероя, чтобы сразиться с ним и всё исправить.
На пути герой подвергается испытаниям со стороны волшебной силы, он проходит все испытания и в награду получает волшебного помощника (волшебный клубок, меч-кладенец, волшебные гусли, волшебный узелок, волшебную козочку и др.).
Герой добирается до антигероя, где встречается с его волшебной силой и побеждает её.
Герой и антигерой встречаются.
Герой побеждает антигероя (не без помощи волшебной силы).
Первоначальная беда исчезает.
Герой возвращается, но по пути подвергается преследованию со стороны плохой волшебной силы. Герой спасается от преследования.
Антигерой первым возвращается в дом героя и принимает его облик, обманывая всех и творя зло.
Герой возвращается домой, обнаруживает подмену и снова вступает в борьбу с антигероем. Враг наказывается при помощи смелости героя и волшебной силы, которой, оказывается, наделён кто-либо из семьи героя (мать, жена, сестра, невеста, кошка и др.).
Добро побеждает, всенародный праздник.
Исход (заключительные слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец, или: Закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил… и др. )